Изобразительное искусство в детском саду
Изобразительное искусство и очень древний, и очень молодой вид деятельности. Это искусство огромно: художники начали создавать изображения тысячи лет назад, и продолжают создавать новые сегодня. Чтобы познакомиться с изобразительным искусством, научиться наслаждаться им, знать и понимать искусство, необходимо шаг за шагом его изучать.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего восприятия и развития ребёнка. ИЗО позволяет детям передать то, что они видят вокруг себя: то, что их взволновало, вызвало положительные, а иногда и отрицательные эмоции. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение, воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, появляется желание создавать красивое изображение.
Н. К. Крупская писала: "Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось".
Нужно ли обучать детей изобразительному искусству? Да! Без такого обучения у детей не развивается творческий потенциал и навыки остаются на том же уровне. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках и т. д. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
В частном детском саду "Северная Каисса" мы формируем у детей навык рисования и приобщаем к нетрадиционным техникам: они помогают детям чувствовать себя свободнее, более раскрепощенными, видеть и передавать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное - они дают ребёнку возможность удивляться и выражать отношение к окружающему миру.
В нашем саду мы используем такие техники, как "тычок", "граттаж", "пальчики-палитра", "печать", "монотипия" и другие. Работать с детьми в нетрадиционных техниках можно уже в младшей группе. Например, очень интересные рисунки получаются в технике "пальчики-палитра". Это могут быть такие темы: "Листопад", "Виноград", "Ветка рябины", "Снежок" и т. д.
В группах старшего дошкольного возраста в этой технике дети могут рисовать уже целые сюжетные картины. В этом возрасте дети начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учётом пространственных отношений или сюжета. Поэтому для передачи своих впечатлений ребёнок может использовать более сложные техники: "граттаж", "рисование по мокрой бумаге", "техника клеевых картин" и др.
- Таким образом, занятия изобразительным искусством в детском саду позволяют ребёнку в рисовании, лепке, аппликации:
- создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности доступными ему средствами (цветом, ритмом, декором, техникой и т. д.);
- самостоятельно передавать сюжет и выбирать способ изображения;
- развивать инициативность и самостоятельность;
- научиться пользоваться разнообразными изобразительными и пластическими материалами.
Веселова Н.Ю.,
педагог частного детского сада "Северная Каисса"